Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Новости » Новости библиотек

«Маленький народ большого Севера», с/б п. Степановка
04.08.2020, 16:54

     Международный день коренных народов мира был установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) и ежегодно отмечается 9 августа.
     В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время, сложились некоторые характерные для коренных народов признаки: историческая связь (преемственность) народов с территорией их настоящего проживания; наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь; наличие желания сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа и т.д.
     Коренное население насчитывает 5% от общей мировой численности людей, и из них 15% являются беднейшими на планете. Их притесняли, а права нарушали. Но так было до 1970 года, пока ООН не начала проводить исследования в этой области. Общественное мнение было изменено. Именно этим уникальным народам и посвящен международный праздник.
     В Российской Федерации коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов.  В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
     Издавна считалось, что коренные народы – это самые отстающие в развитии и нуждающиеся в помощи. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.
     Этот праздник утвержден, чтобы привлечь внимание к вопросам здоровья, сохранения традиций, языков и культур представителей коренных народов. Международный день коренных народов мира у России давно негласно превратился в своеобразный праздник малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 
     Андийцы, бесермяне, кеты, негидальцы, рутульцы, сойоты, тофалары, ульчи, хемшилы, чулымцы, энцы … Все это - народы, населяющие Россию, исчезающие народы, загадочные народы. 
     В нашем поселке Степановка Верхнекетского района Томской области также проживают представители коренных народов Сибири: эвенки и селькупы.  До сих пор в поселке живут продолжатели рода семей, относящихся к коренным народам, проживающим на этой земле издавна: Карелины, Боярины, Сегондины, Пановы, Ермолины, Талаевы, Иткуловы, Тазарачевы, Почины, Сербины, Кондуковы, Арбалдаевы, Долгуновы.
     Многовековая хозяйственная деятельность эвенков связана с оленеводством и охотничьим промыслом, в меньшей степени с рыболовством, собирательством. Археологические находки, наскальные рисунки и другие материалы дают основание утверждать этнографам, что северный олень одним из первых животных был одомашнен человеком примерно 5-10 тысяч лет назад. Все этнографы считают эвенков древнейшими оленеводами. В Сибири эвенки кочевали вместе с оленями, которые часто использовались во время охоты. Для эвенков характерен своеобразный тип ведения оленеводства, который назван по имени этого народа - эвенкийский: олени выпасаются стадом (зимой и весной пастухи контролируют животных только в светлое время суток). У эвенков при выпасе и охране оленей не использовались оленегонные лайки. Оленей использовали в течение года под вьюк и седло, прицепляли нарты легковые или грузовые, при этом могли запрягать два оленя.
     Эвенки замечательные следопыты и охотники. При охоте на соболя: охотник обходит свои участки и если обнаруживает свежий след соболя, пускает по следу собаку, которая, разыскав зверька, начинает лаять. Охотник добывает зверя при помощи мелкокалиберной винтовки. Против медведя используют лаек-медвежатниц, которые удерживают зверя, а охотник подкрадывается и делает убойный выстрел.
     Самоназвание селькуп означает «лесной, таёжный человек». Прежнее, до 30-х гг. 20 в., название - остяко-самоеды. В западной Сибири есть три места их расселения - это север Томской области, туруханские места Красноярского края и северо-восток ЯНАО. Что касается южных селькупов, которые проживают на территории Томской области, очень немногие в советские времена отваживались писать в паспорте в графе национальность, что они селькупы. Кстати, тогда им, если и писали, то просто «остяк». Остяками записывали селькупов, хантов, кетов, ненцев. 
     Когда-то считалось, что селькупы, или, как их раньше называли, остяки-самоеды - люди диковатые и недалекие. Но такой стереотип в отношении «лесных людей» просто неприменим. Они не простаки из леса, а рациональные и практичные люди: за тысячи лет своей истории они выучили, чем заняться, чтобы жить на севере Сибири хорошо и сытно.
     Если не любите рыбу - вы не селькуп. А если даже и любите, то попробуйте поймать ее так же ловко,  как селькупы. Конечно же, селькупы прекрасно охотятся. При этом, считают селькупы, ресурсы нужно экономить: из леса не носить лишнего и беречь все живое. Ведь любой дисбаланс в природе - это уход зверя, рыбы, неурожай и, в конечном итоге, гибель людей. Селькупы, кеты, ханты - народы, которые вели полукочевой образ жизни. В зависимости от того, где в какой момент на какой реке или озере хорошо клевало, они собирали свои чумы и переезжали с одного места на другое. Когда-то было развито и оленеводство, у северных селькупов оно было сохранено вплоть до периода Никиты Хрущева, который запретил домашних оленей из-за того, что местное северное население якобы плохо охотится. Запрет домашнего оленеводства многие селькупы считают самой большой трагедией в своей жизни.
     Селькупы умели обрабатывать крапиву, прясть из нее нитки при помощи веретена (кето), а также ткать крапивные холсты для шитья одежды, одеял на оленьем меху (тоит), матрасов (тан-где). Из бересты мастерили традиционную утварь: посуду (миски, тарелки), коробки для хранения продуктов, имущества и рукоделия, кузова, туеса и емкости для ягод (патижа, сагалтамга, таига, коромдже, кито и др.).
     После распада СССР к коренным народам вернулось право на пользование землей, на которой они проживают. Также, законодательно было оформлено право заниматься традиционными видами хозяйства, в том числе охотой и рыбалкой. Кроме того, коренные народы освобождаются от уплаты земельного налога. Проживая в экстремальных природных условиях, они сохраняют свой традиционный образ жизни, культуру, языки, делая многонациональный образ России таким многогранным и неповторимым.
     В Степановской сельской библиотеке бережно хранятся материалы, посвященные народам Сибири и  коренным народам, проживающим в Верхнекетье. Все эти материалы в настоящее время можно посмотреть на выставке «Маленький народ большого Севера», а постоянно они присутствуют на краеведческой выставке «Здесь Родины моей начало».
     Книга «Земля Верхнекетская» включает в себя научно-популярные очерки  по краеведению региона вековой и более давности, в книге много исторического фотоматериала. Много материала о людях, населяющих этот край. Разнообразие и обилие сюжетов, информационная насыщенность делают книгу интересной и полезной для всех интересующихся историей родного края.
      Интересна будет любителям истории родного края статья Е. Кравцовой «Эвенки – сибирские аристократы», которая вышла в еженедельнике «Тайны XX века» в январе 2020 года и рассказывает о жизни и обычаях этого народа. Первое упоминание об этом народе относятся к XII веку. Эвенки считали себя внуками медведя и ворона и к этим животным всегда относились особо.
     Статья П. Барыкина «Мы не малые, мы – коренные», из журнала «Территория согласия», рассказывает о первом семинаре представителей наших малых народов, который состоялся в Томске. На семинаре они решали насущные вопросы, вставшие перед ними в настоящее время: уменьшение численности, утрата национальной культуры, незнание молодежью своего родного языка и другие. На семинаре присутствовали и представители коренного населения из нашего поселка.
     Особое отношение в нашем фонде занимает альбом «Максимкин Яр – остяцкая столица». Он создан своими руками несколькими поколениями библиотекарей, работающих в Степановской сельской библиотеке. Посвящен поселку, который когда-то существовал и находился недалеко от Степановки. Считается, что основан поселок «остяцким» князьком Максимкой, который жил на этом месте в XVII веке, поселок считался «остяцкой» столицей, как раньше называли всех селькупов и эвенков. В альбоме собраны уникальные материалы, статьи из газет и снимки. Есть даже оригинальные фотографии 1930 года.
     Присутствует на выставке и селькупско-русский диалектный словарь, он вышел в 1998 году и подарен нашей библиотеке представителем коренного населения поселка Карелиным Иваном Николаевичем.
Селькупский язык признан национальным, с сохранёнными фонетическими и лексическими особенностями относящиеся к самодийской группе уральской языковой семьи, в конце 80-х властями было очень много сделано для возрождения селькупской культуры и языка.
     В каждой стране Международный день коренных народов празднуют по-разному, но во всех государствах идея празднования этого дня сводится к тому, чтобы отдать должное коренным народам мира, вспомнить и проявить уважение к богатству культур коренных народов и тому, какой вклад они внесли в развитие народности всего мира. Пока народ существует и хочет жить, нужно сохранять его.

 

С праздником, коренные малочисленные,

и побольше надежды, веры в себя, сил и терпения!

Добавил: allap70 |
Просмотров: 33 | Рейтинг: 5.0/1
Вверх