Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Новости » Новости библиотек

«Красота неизреченная», ЦБ
26.11.2020, 10:00

     Выставка православной литературы «Душевный разговор» в Центральной библиотеке работает постоянно.
     Один раз в месяц ее содержание меняется в соответствии с запланированной темой. Тема ноября – «Красота неизреченная. Русская икона». В оформлении выставки используются книги и материалы журнала «Фома».
     Русская икона - уникальное явление не только религиозного искусства, но и мировой живописи. Начало русской иконописной традиции было положено в Х веке с крещением Руси, а истоки ее идут из Византии. Религиозная живопись доминировала в России до конца 17 века, когда в петровскую эпоху началось развитие светского искусства. Лучшие образцы иконописи были созданы в Средневековой Руси, и, пожалуй, самым известным произведением стала «Троица» Андрея Рублева. Сюжет иконы глубоко символичен, каждый поворот головы ангелов, каждый жест, каждая деталь изображения хранит в себе скрытый смысл. Этой иконе и ее тайнам посвящена статья Ирины Языковой в журнале «Фома» (№10, 2016).


     Праздник Рождества Христова уже давно стал привычным даже для невоцерковленных людей, стал неотъемлемой частью календаря россиян. К сожалению, масс медиа зачастую искажают истинную суть праздника, переводят его в чисто развлекательное русло. Статья в журнале Фома (№1, 2020)на примере иконы праздника Рождества Христова поможет читателю больше узнать о подлинном смысле и православных атрибутах праздника.

     Совсем недавно мы отмечали День народного единства. Этот день традиционно объединяет в себе государственный и религиозный праздник - почитание Казанской иконы Божией Матери. Из статьи Кирилла Баглая в журнале Фома (№11 за 2019)можно узнать историю обретения иконы, ее место и значение в ряду других икон Богородицы, толкование различных деталей изображения на иконе.

     Владимирская икона Божией Матери - самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон на Руси. Ей посвящена подборка Кирилла Баглая в журнале Фома (№9, 2019). Автор отмечает удивительный факт - за минимум восемь веков существования иконы ее неоднократно реставрировали и переписывали, но лики Матери и Младенца чудесно сохранились от первоначального образа.

     Для нашего поселка престольным праздником является Преображение Господне. Поэтому мы не могли обойти вниманием икону этого праздника, статья о ней также представлена на выставке. Автор Тихон Сысоев (Фома, №8, 2018) рассказывает о самом евангельском событии, о понятии «фаворский свет», о том, почему этот праздник еще называют Яблочным Спасом и приводит другие интересные факты о празднике.

 

     Все многообразие образов икон основано на устоявшихся, освященных канонах. На выставке представлены две книги Г.В.Маркелова из серии «Графика русской иконы»: атлас изображений «Святые Древней Руси» (СПб, 1998) и «Прориси и переводы икон» (СПб, 1999). Перед читателями обнажается чистое изображение, со всеми подробностями и деталями, свободное от красок и привнесенных временем изменений.


     В книге «Три очерка о русской иконе» (Новосибирск, 1991) собраны воедино публичные лекции русского философа, князя Евгения Трубецкого об этом пласте национального искусства: «Умозрение в красках»,  «Два мира в древне-русской иконописи», «Россия  в ее иконе».
     В основу учебного пособия «Богословие иконы» И.К. Языковой (М., 1995) положен курс лекций, подготовленных автором для слушателей Общедоступного Православного Университета. «Икона с точки зрения христианского мировоззрения», «Слово и образ», «Икона в литургическом пространстве», «Иконография Иисуса Христа и Святой Троицы», «Образ Богородицы в русской иконографии» - эти и другие главы книги раскрывают смысл и значение русской иконы во всем его многообразии. История возникновения русской иконы, творчество великих русских иконописцев, устройство православного иконостаса, основные канонические изводы икон и многое другое предлагает книга заинтересованному читателю. В том числе, здесь раскрывается величайшее, по-настоящему новаторское решение в создании русских икон - обратная перспектива. Такая перспектива сходится не где-то там, на горизонте, а в той точке, где стоит зритель, делая его центром композиции.

     Также на выставке представлены книги Валерия Лепахина «Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев» (М., 2005), Оливье Клемана «Отблески Света: православное богословие красоты» (М., 2004), архиепископа Мефодия «О знамении обновления святых икон» (М., 1999).


     В одной из предложенных вниманию читателей книг говорится: «Сейчас трудно найти в Европе такой храм (католический или протестантский), где бы не было православной иконы - хотя бы прекрасной репродукции, помещенной на самом видном месте. Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа». С этим невозможно не согласиться.  

 

Добавил: allap70 |
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Вверх